Новости

К 100-летию А.Колмакова

  1. Дата публикации: 5 апреля 2021 г.
НОВОСТЬ

1 апреля 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Дмитриевича Колмакова, организатора и первого директора Научно-исследовательского института прикладной математики и механики ТГУ.

После окончания с отличием школы и успешной сдачи экзаменов Анатолий Дмитриевич в 1938 г. был принят на физико-математический факультет Томского государственного университета, а затем был переведен на специальное отделение. После окончания университета в 1942 г. был направлен на работу в Сибирский физико-технический институт в спецотдел. До 1947 г. работал под руководством профессора Владимира Дмитриевича Кузнецова (впоследствии академика РАН) над специальными вопросами физики твердого тела связанными с бронепробиваемостью. Основная проблема, которой он занимался, – разработка рекомендаций по улучшению качеств брони и снаряда.
Научные интересы и преподавательская деятельность на специальном отделении университета связаны с теорией стрелкового автоматического оружия и вопросами газовой динамики истечения из полузамкнутого объема при горении порохов и ракетных топлив. Анатолий Дмитриевич организовал учебный кабинет с образцами автоматического стрелкового оружия отечественного и иностранного производства, полученными ТГУ после окончания Великой Отечественной войны. Эта коллекция впоследствии переросла в музей, в котором есть образцы оружия СССР, Франции, Великобритании, США, Германии, Италии, Японии, Румынии и других стран.
В начале 1960 года Анатолий Дмитриевич был назначен заведующим спецотделом СФТИ. В составе отдела было семь сотрудников, в том числе трое научных сотрудников.

От спецотдела – к НИИ
В Томском государственном университете Анатолий Дмитриевич был первопроходцем в установлении тесных договорных связей и отношений с отраслевой наукой и производственными организациями. Это способствовало выбору актуальных направлений научных исследований прикладного характера, отвечающих потребностям современности, и в то же время обеспечивало преобладающую часть источников финансирования научно-исследовательских работ. Необходимо отметить следующее обстоятельство. Руководители министерства образования и некоторые региональные руководители образования и науки не одобряли и не поддерживали развитие прикладных исследований в классической университетской среде. В приоритете были только фундаментальные исследования. Однако Колмаков полагал, что фундаментальные и поисковые исследования должны быть связаны с прикладными. Он установил тесные научные связи с ведущими отраслевыми НИИ и конструкторскими бюро страны оборонной направленности.

К началу 1968 года в отделе, руководимом А.Д. Колмаковым, были три лаборатории в составе 44 штатных сотрудников и более 30 совместителей из профессорско-преподавательского состава спецотделения и механико-математического факультета ТГУ и позднее физико-технического факультета ТГУ.

В 60-е годы в СССР была остро востребовано внедрение математических методов во все сферы науки, техники, технологии и экономики. Благодаря огромной энергии А.Д. Колмакова, его уверенности в правильности своих убеждений были подготовлены документы-ходатайства от МВ и ССО РСФСР, Томского обкома КПСС об открытии в Томском госуниверситете научно-исследовательского института прикладной математики и механики. Решением коллегии от 13 февраля 1968 г. № 8 Госкомитет комитет Совета Министров СССР по науке и технике согласился с этим предложением и в своем постановлении от 15 февраля 1968 г. № 43 выделил ассигнования на эти цели. 2 апреля 1968 г. вышло постановление № 203 Совета Министров РСФСР об организации Научно-исследовательского института прикладной математики и механики Томского государственного университета (НИИ ПММ ТГУ) с целью проведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований.

В деле возрождения НИИ математики и механики Томского госуниверситета А.Д. Колмаков не был одинок. Своей кипучей энергией и целеустремленностью он втянул в огромный круговорот дел большое количество преподавателей и профессоров спецотделения университета. Он находил в них понимание, поддержку и активное участие. Среди них были известные ученые М.С. Горохов, В.А. Шваб, П.А. Петров, П.С. Соломин, Ю.И. Медведев, А.Н. Кудинов, В.А. Смоловик, З.И. Касимов, Т.М. Платова, К.В. Савицкий, М.А. Большанина, Г.Д. Полосаткин, В.Ф. Конусов, И.А. Александров, В.А. Гриднева и многие другие.

Пополнение научными кадрами происходило за счет молодых специалистов – выпускников Томского университета. А.Д. Колмаков внимательно следил за научным ростом каждого сотрудника, поддерживал начинающего исследователя, оказывал ему помощь и внимание, радовался развитию своих идей в работах учеников, содействовал им в поиске самостоятельного пути в науке, обогащая их своим опытом и запасом своих знаний. И хотя он не всегда был научным руководителем или консультантом, но защиты диссертаций молодыми учеными были и его личной заслугой, и внутренним удовлетворением.

К официальной самостоятельной деятельности НИИ ПММ приступил с 1 июля 1968 года. Было организовано 12 лабораторий, входящих в 5 научных отделов. Создана полная инфраструктура обеспечения научной деятельности и развития материально-технической базы. Все работы возглавлял с большим энтузиазмом и с неиссякаемой энергией назначенный директором института А.Д. Колмаков. Под его руководством углублялись фундаментальные исследования и расширялись прикладные работы. Он установил тесные научные связи с АН СССР в лице академиков Л.И. Седова, Н.Н. Яненко, Г.Г. Чёрного, Г.В. Саковича, А.М. Липанова, В.П. Макеева, В.М. Фомина, В.И. Левина. Совместные проекты реализовывались с такими предприятиями, как АНИИХТ (Бийск), КБМаш (Миасс), НИХТИ (Москва), ЦНИИХМ (Москва), КБМ (Горький), КБМ (Коломна), НИИ ХМ (Пермь) и предприятиями атомной отрасли в разных городах.


Признание на государственном уровне
Целеустремленность А.Д. Колмакова и опора на подрастающее поколение высококвалифицированных молодых специалистов позволили создать к концу первого десятилетия НИИ ПММ стабильное научное предприятие численностью 730-750 сотрудников. Институт получил признание на государственном уровне, что позволило открыть пять отраслевых научных отделов. Эти отделы созданы совместными приказами Минвуза, Миноборонмаша, Минмаша, Минобщемаша, Минсредмаша, Минхимпрома. В те годы это было уникальным для вузовской науки в стране.

Вклад Колмакова и его команды в научно-технический прогресс был высоко оценен. Высокая значимость совместной деятельности НИИ ПММ и КБМ (Миасс) в области создания математического обеспечения проектирования ракетных комплексов была отмечена премией Ленинского комсомола для молодых участников – исполнителей работ.

В 1985 году Анатолий Дмитриевич Колмаков был избран членом Национального комитета по механике СССР, как сформулировано в представлении – «за выдающиеся заслуги в развитии механики в стране». Комитет был создан после смерти И.В. Сталина для представления советских механиков за рубежом, их участия в мероприятиях мирового сообщества механиков. Избрание Анатолия Дмитриевича членом комитета является высочайшей оценкой его деятельности. Уникальность этого события в том, что Колмаков являлся единственным кандидатом наук – но был признан равноправным членом комитета наряду с академиками. Это почетное звание является высокой оценкой коллектива ученых НИИ ПММ, выросших под его руководством и под его опекой. Институт гордится этим событием. За деятельность в области науки, образования и технического прогресса А.Д. Колмаков был награжден орденом Красного Знамени, орденом Знак Почета и четырьмя медалями.
Жизнь А.Д. Колмакова оборвалась 14 июля 1988 г. на 68-м году жизни, в период начала перемен в жизни общества. Он был истинным патриотом России, радовался переменам, надеялся на светлое будущее страны и был поборником этих перемен. Память о нем – это его соратники, ученики и дело, которое продолжается. 19 октября 2001 года на фасаде НИИ ПММ ТГУ была открыта мемориальная доска А.Д. Колмакову, автор мемориальной доски – скульптор Леонид Майоров.

ФОТОГРАФИИ